Тему "Дети и телевидение" мы уже затрагивали. Но сейчас, летом, это очень актуально.
Вчера прихожу в гости к знакомой. Она занята уборкой квартиры. Ребенок в этом деле ей почему-то не помощник... Первоклассник сидит у телевизора. Передают новости, потом какую-то дрянь об очередном судебном процессе. Родные люди делят не то квартиру, не то машину, не то вообще грозятся друг друга поубивать. Малыш уставился в экран. Кажется, ему абсолютно все равно, что смотреть. И действительно так! Вот только вся эта жуть потихоньку входит в голову ребенка.
Почему наши дети считают, что так можно жить? Можно судиться с матерью, можно обманывать любимых, можно забирать чужие деньги? Они не просто считают, что так можно! Они думают, что это НОРМАЛЬНО! Что это и есть жизнь!
Чего мы хотим? Все это они берут из "ящика". Слышала замечательное название для него - "дебилизатор"! Грубовато, но - в точку!
Попробуйте осознать, что дает телевидение вашему ребенку. И чего оно НЕ дает! Давайте поговорим на эту тему!
А для начала помещаю здесь статью педагога и психолога Галины Пархомчук о детях и телевидении. Хочу сказать, что не со всеми положениями этой статьи я согласна. Но много полезного в ней есть. Посмотрим, каковы будут ваши мнения.
Вот ее первая часть:
Какое влияние телепередачи оказывают на ребенка?
Если мы с вами зададимся целью найти ребенка, который не сидел бы целыми днями у телевизора, то сделать это будет непросто. Придя из школы, они буквально прилипают к экрану и нередко отходят от него лишь со скандалом.
Позволять или запрещать? Я предлагаю поразмышлять на эту тему.
Виртуальное изображение на какое-то время уводит ребенка от реальности. Если вы пошли в кинотеатр, то малыш осознает, что переживает что-то внешнее по отношению к себе. Это "что-то" ограничено во времени и пространстве. Кроме всего прочего, поход в кино - это некий ритуал, предполагающий определенный сеанс, темный зал, присутствие других зрителей.
А дома перед телевизором ребенок сталкивается с потоком разрозненных изображений, оставаясь в привычной обстановке. Именно поэтому ребенку ребенку труднее отстраниться от происходящего на экране.
До 3-4 летнего возраста детей привлекает лишь движение на экране. Поэтому нет особого смысла в просмотрах. С 4 до 7 лет преобладает идентификация: дети сопоставляют себя с любимыми героями и хотят быть на них похожими.
После 7 лет они становятся способными соотносить телевизионные образы и сюжеты с реальностью. У них уже есть представление о времени и пространстве, и они учатся анализировать, рассуждать и отстаивать свою точку зрения. Эти способности формируются к 10-11 годам, когда самым важным становится содержание увиденного.
Примерно с этого возраста у детей появляется потребность самостоятельно выбирать программы, которые будут смотреть. Поэтому так важно говорить с ребенком о необходимых перерывах в просмотрах и контролировать наличие этих перерывов.
В младшем подростковом возрасте (12-13 лет) телевидение успевает им надоесть, и они переключаются на видеоигры. Очень важно в этот период содержание изображений, так как начинается новый этап идентификации.
Отождествляя себя и видео- и телегероями, дети предпочитают персонажей, которые поддерживают их эго: мальчики - сильных и мужественных, девочки - красивых и женственных. В этот период родителям важно проявить особое внимание к выбору и обсуждение телепрограмм.
С какого возраста детям можно смотреть телевизор без взрослых?
Примерно с 7 лет дети смотреть телевизор самостоятельно. Но вполне допустимо и в 4 года посадить ребенка одного смотреть кассету с мультфильмами. Не стоит использовать телевизор вместо няни, когда вы заняты или вам хочется поспать подольше в выходные. Есть масса способов занять ребенка. Присутствие взрослого при просмотре телевизора необходимо для того, чтобы направлять выбор ребенка, помогая ему взрослеть, познавать окружающий мир.
Возникает вполне закономерный вопрос: "Какие передачи выбирать?"
Дети должны смотреть только качественные передачи, сделанные профессионально и соответствующие их возрасту. Но в то же время ребенку гораздо лучше посмотреть вместе с родителями хороший фильм для взрослых (конечно, если в нем нет секса и насилия), чем один из бесконечных штампованных мультсериалов, хотя они и создаются специально для детей.
Родителям стоит понимать, что есть передачи, полезные для развития ребенка, есть по-настоящему вредные, а есть нейтральные, бесполезные, но и не приносящие вреда. По поводу последних не нужно ломать копья: они не стоят того, чтобы из-за них портить отношения с ребенком.
Не секрет, что наши дети готовы до одури смотреть телевизор, если не установить ограничения на просмотр.
А как установить эти самые ограничения?
С самого начала родителям стоит договориться с ребенком о том, сколько он будет смотреть телевизор в течение дня, недели. Сосредоточьте внимание не на времени просмотра, а на содержании передач: вместе просматривайте телепрограмму, выбирайте кассеты.
Это поможет ребенку ощущать себя участником выбора, а не пассивным зрителем. Пересматривайте договоренности раз в 2-3 недели. В обсуждении программы и времени просмотра (только в выходные дни, по полчаса ежедневно или как-то еще) решающим должно быть слово родителей.
Когда ребенок подрастет и будет способен сам выбирать программы, важно по-прежнему вместе обсуждать, что именно стоит смотреть.
Во второй части статьи вы прочитаете о том, нужен ли телевизор в детской комнате и о том, как смотреть с ребенком драматические сюжеты и любовные сцены. Это чуть позже.